Бикмухаметов Дамир Равельевич

Республика Татарстан

«НАША ЗАДАЧА – ВОСПИТАТЬ УЧАСТНИКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НОВОГО ТИПА»

Бикмухаметов Дамир Равельевич — полковник полиции, выпускник Казанского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск и Астраханского государственного педагогического университета. С 2008 по 2017 годы руководил отделом пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД МВД по Республике Татарстан. С 2017 года назначен  на должность заместителя начальника УГИБДД МВД  по Республике Татарстан и по настоящее время. Развитием деятельности отрядов ЮИД в Республики Татарстан занимался много лет и сейчас курирует данное направление.

 В интервью нам он рассказал, о том, почему предупредить – важнее, чем наказать, и как воспитать грамотного участника дорожного движения.

— Дамир Равельевич, как вы попали в отдел пропаганды БДД?

— Честно признаюсь: случайно. Но сейчас, по прошествии времени, могу с уверенностью сказать, что эта случайность была счастливой. Конечно, в Госавтоинспекцию я пришел осознанно и целенаправленно, после армии. Службу начал в республиканском полку ДПС, потом работал в правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Удалось накопить бесценный опыт, который как нельзя, кстати, пришелся на новой должности – сначала заместителя начальника, затем – начальника отдела пропаганды БДД. По прошествую 10 лет работы в пропаганде БДД меня назначили заместителем начальника УГИБДД МВД по Республике Татарстан. В настоящее время продолжаю курировать это важное и нужное направление.

— Как вы оцениваете роль службы пропаганды в деятельности ГИБДД?

— Нисколько не умаляя роль других подразделений, хочу отметить, что перед отделом пропаганды стоят очень важные задачи. И от их успешного выполнения напрямую зависят – не побоюсь этих слов – жизни и здоровье наших граждан.

— Что это за задачи?

— Первая – и самая главная – это воспитание законопослушных и грамотных участников дорожного движения. Вторая – информирование населения о нашей деятельности, поддержание позитивного образа сотрудника Госавтоинспекции.

  — Как можно воспитать водителя? И тем более пешехода? Разве это не задача автошкол и других образовательных организаций?

 — Госавтоинспекция не должна упускать из виду ни выпускников автошкол, ни опытных водителей, ни – тем более – юных пешеходов, велосипедистов и пассажиров. Сегодня в Татарстане совместными усилиями Госавтоинспекции, других министерств и ведомств реализуется подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2014 – 2025 годы» государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2014-2025 годы». Подпрограмма определяет стратегические направления взаимодействия органов исполнительной власти, общественных объединений, научных и образовательных организаций по кардинальному сокращению дорожно-транспортного травматизма на территории республики.

— Какова роль вашей службы в их реализации?

— Подготовка участников дорожного движения в возрасте до 7 лет в дошкольных образовательных организациях и учреждениях системы дополнительного образования. Комплекс обучения дошкольников включает в себя теоретические занятия в кабинетах, оснащенных стендами, наглядными пособиями, и практические занятия на специальных уличных площадках, воспроизводящих реальные условия дорожного движения. Раз в два года среди воспитателей и детских садов проводится конкурс инновационных методик обучения, оригинальных наглядных пособий и агитационных материалов «Зеленый огонек». Ни одно из вышеперечисленных мероприятий не проходит без участия инспекторов пропаганды.

– Подготовка младших школьников в возрасте от 7 до 10 лет (1 – 4 классы) к безопасному участию в дорожном движении на уроках по предмету «Окружающий мир». Систематически сотрудники ГИБДД осуществляют контроль соответствия улично-дорожной сети вблизи учебных заведений требованиям безопасности, проверяют наличие графических схем маршрутов безопасного движения для учащихся и родителей, проводят тематические лекции и беседы с учащимися, учителями и родителями.

Давние традиции в Республике Татарстан имеет юидовское движение. Оно пользуется особой популярностью и признанием детей и взрослых. Сегодня в средних учебных заведениях Татарстана действует более 1,4 тыс. отрядов ЮИД, объединяющих более 18 тыс. юных приверженцев безопасного образа жизни. Юные инспекторы движения Республики Татарстан на протяжении многих лет занимают высшую ступень пьедестала на всероссийском конкурсе ЮИД «Безопасное колесо». Успешно выступают юидовцы Татарстана, представляя Россию и на европейском образовательном конкурсе FIA по изучению и соблюдению ПДД.

— Подготовка учащихся среднего школьного возраста (с 11 до 15 лет) включает продолжение изучения ПДД, обучение езде на велосипеде, занятия в отрядах ЮИД. Этот возраст – пора активного увлечения подростков моторизованными транспортными средствами. В карт-клубах ежегодно проходят подготовку около двух тысяч детей и подростков. В республике построены три специализированных картодрома, соответствующих международным требованиям безопасности при проведении соревнований на открытых площадках.

 – Подготовка учащихся старшего школьного возраста (с 16 до 17 лет) уже как знающих и компетентных участников дорожного движения. Она ведется как в профильных классах, так и в детских юношеских автошколах (ДЮАШ). В городах и районных центрах Татарстана действуют 6 филиалов ДЮАШ, в распоряжении учащихся 32 специализированных автоклассов, 14 современных учебных автомобилей. Занятия ведут квалифицированные преподаватели ПДД, правовых основ дорожного движения, первой помощи пострадавшим в ДТП и водители-инструкторы. Ежегодно после окончания ДЮАШ более 300 юношей и девушек успешно сдают квалификационные экзамены на право управления транспортными средствами. С 2005 года в ДЮАШ республики стало активно развиваться спортивное направление. Начиная с 2008 года, команды ДЮАШ Татарстана ежегодно занимают высшие призовые места на всероссийских соревнованиях по автомногоборью.

– Подготовка молодежи в возрасте от 18 до 24 лет в рамках системы профессионального образования. Наиболее востребованные сегодня базы для этой подготовки – молодежные общественные организации и автошколы, различные соревнования и профилактические мероприятия по безопасности дорожного движения, такие как конкурсы водительского мастерства среди учащейся молодежи «Автосессия», среди женщин-автомобилистов «Автоледи», акция «День безопасности дорожного движения», посвященная Всемирному дню памяти жертв ДТП, проведение круглых столов и лекций, молодежных форумов.

— Подготовка самую массовую категорию участников дорожного движения – в возрасте от 25 до 60 лет. Она тесно связана с нашей повседневной работой со средствами массовой информации. Совместно с журналистами и специалистами в различных областях знаний создаются тематические телевизионные и радиопрограммы и публикации, отражающие изменения в действующем законодательстве, обращающие внимание на особенности правоприменительной практики, технологии организации дорожного движения, технологии фиксации нарушений ПДД, спасательных работ и оказания первой помощи при ДТП. Сотрудники Госавтоинспекции проводят рейды, в которых не только выявляют нарушения ПДД и действующего законодательства, но и при непосредственном общении проводят убедительное разъяснение правил обеспечения пассивной безопасности водителя и пассажиров, особенностей движения в экстремальных дорожных условиях, а также профилактические беседы с пешеходами.

– подготовка граждан старше 60 лет. Это, прежде всего, мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма и нарушений ПДД, которые проходят по месту жительства граждан в виде бесед, лекций, встреч на тему безопасности дорожного движения. Также молодым душой автомобилистам и автомобилисткам нашей республики предоставлена возможность ежегодно проверять свои знания и мастерство управления автомобилем в конкурсе водительского мастерства, посвященном Дню пожилых людей.

— Какие еще проекты реализуются при непосредственном участии сотрудников пропаганды?

— Совместно с ООО «Татармультфильм» и Научным центром безопасности жизнедеятельности создан интернет-портал «Сакла» (в переводе с татарского —  «Береги»). Этот проект, включает в себя создание уникальной детской социальной сети по безопасности дорожного движения на татарском и русском языках. Его развитие должно привести к качественному снижению детского травматизма и смертности на дорогах Республики Татарстан, формированию устойчивых стереотипов законопослушного поведения и повышению культуры на дорогах, а также формированию положительного имиджа сотрудника Госавтоинспекции, способствующего обеспечению безопасности детей на дорогах. И на базе этого интернет-портала размещаются и видеоматериалы.

Хочу пару слов сказать и о нашем музее. Он совсем не похож на хранилище застывших свидетельств истории службы. Здесь всегда многолюдно, здесь интересно всем — школьникам и их педагогам, молодым сотрудникам правоохранительных органов и убеленным сединами ветеранам, татарстанцам и гостям республики. Памятные записи в гостевой книге музея оставили руководители самого высокого уровня, представители подразделений внутренних дел многих регионов России, члены делегаций из Германии, Австрии, Израиля, Польши, Китая, Казахстана. Сегодня музей – это сотни документов, фотографий и предметов, воссоздающих путь Госавтоинспекции республики от момента образования до сегодняшнего дня. Здесь можно соприкоснуться с техникой, которая, постоянно развиваясь, помогала поддержанию порядка на дорогах. Узнать о людях, отдавших многие годы жизни службе в рядах Госавтоинспекции, вспомнить и почтить память сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. Наш музей неоднократно становился победителем ведомственных конкурсов за лучшее художественное и техническое решение экспозиции.

— И все-таки: в чем уникальность службы пропаганды?

— Служба пропаганды решает задачу без преувеличения стратегическую. Ведь мы должны воспитать грамотного участника дорожного движения, для которого соблюдение ПДД будет нормой. Конечно, это дело небыстрое. Но результат – тысячи спасенных жизней – того стоит.

 УГИБДД МВД по Республике Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также
Top