Стрижаков Дмитрий Михайлович
С каждым годом количество автовладельцев неуклонно растет….. Связано это с ростом городов, благосостояния, развитием экономики и другими факторами нашей жизни. В любую историческую эпоху человечество неуклонно стремиться к развитию, самосовершенствованию, самореализации и самовыражению. К моему сожалению, неизменно одно, ускоряя ритм собственной жизни, мы забываем главное, что любой действие, любая деятельность сопряжена с рисками, как для благосостояния, так и, самое главное, – здоровья. Современное общество нивелировало угрозы повседневной жизни: «не с нами… обошлось и хорошо… со мной такое не произойдет…. пронесло, да и ладно…». Выходя на улицу, становясь полноправными участниками дорожного движения, к сожалению, мы забываем о собственной безопасности, безопасности своих детей. Я, Стрижаков Дмитрий Михайлович, методист Центра технического творчества Брянской области. В моих руках есть великолепная возможность, на своих занятиях, напоминать как взрослым, так и детям, что безопасность начинается с малого и играет огромную роль в нашей жизни. С безопасности начинается все… Я убежден, что не существует чужих детей, а педагог всегда и везде может направлять не только обучающихся, но и помогать осознать свои ошибки и родителям, в том числе и в трактовке правил дорожного движения. Мое педагогическое кредо: «Учитель не только профессия, а часть жизни каждого человека.… Любой человек рано или поздно в тои или иной степени становиться учителем». Знания, которые он несет в семью, особенно в рамках правил дорожного движения, помогают быть им безопасными. Обучая своих детей, мы берем на себя ответственность за ошибки, которые они совершают. После окончания школы я поступил в педагогический колледж г. Суража на специальность «учитель начальных классов», а затем в Брянский государственный университет им. И.Г.Петровского на специальность «безопасность жизнедеятельности». В своей трудовой деятельности, я всегда уделял повышенное внимание своей безопасности и безопасности трудового коллектива. Открывая дорогу к новым знаниям, обучая детей, я ежедневно учусь сам, развиваюсь в своей профессии, стою на пути постоянного познания. Педагог обучается всю свою жизнь и процесс обучения, познания, развития и саморазвития всегда долгий и трудоемкий. Я не раз бывал на мероприятиях, организованных ГИБДД. Постоянно посещал мероприятия, подготовленные педагогами и методистами системы дополнительного образования. И когда появилась уникальная возможность связать воедино мероприятия по БДД с системой дополнительного образования, понял, что именно дополнительное образование является тем недостающим звеном, которое позволяет подготовить ребенка к безопасному поведению в дорожной среде, позволяет помочь родителям построить правильный алгоритм обучения своих детей. Ребенок зачастую опирается на тот опыт, который накопила семья, воспринимая модель поведения родителей, как верную и повторяет ее. Не задумываясь, почему они поступают так или иначе, какие причины спровоцировали то или иное нарушение, подвергая свою жизнь риску и опасности. Система дополнительного образования раскрывает мой творческий потенциал, мои педагогические способности. Для меня особенно интересна система дополнительного образования, она позволяет заложить базу для формирования понятия безопасности для обучающихся, формирует и прививает практические навыки поведения на дороге. Детское объединение, которым я руковожу, занимается по программе социально-педагогической направленности «Юный водитель». Занятия по программе позволяют обучающимся закрепить теоретические знания по ПДД на практике. Подготавливает обучающихся к вступлению в отряд ЮИД. Программа максимально приближена к программе отрядов ЮИД, что позволяет обучающимся в их профориентации, сознательному выбору профессии. А главное пониманию, что собственная безопасность на дороге, зависит от тех знаний и умений, которыми они обладают. На базе ГАУДО Центр технического творчества Брянской области работает федеральный проект «Лаборатория безопасности». Центр является базовым учреждением департамента образования и науки Брянской области по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Уникальность комплекса «Лаборатория безопасности» позволяет мне не только выстроить алгоритм поведения ребенка в различных ситуациях, но и начать формировать навыки безопасного поведения. Комплекс мобильный, а значит, позволяет проводить выездные мероприятия по профилактике ДДТТ не только в г. Брянске, но и всей Брянской области. Охватывая даже самые отдаленные ее районы. Позволяет проводить комплексную, целенаправленную работу по профилактике ДДТТ и закреплять полученные знания на практике используя мобильный автогородок. Оценивать риски и выбирать ту модель поведения, которая будет максимально безопасной. Каждый ребенок – это личность, к которой нужен индивидуальный подход. И одна из самых сложных задач при работе с детьми в области БДД донести информацию понятно, интересно, доступно вовлекая их в процесс обучения и применения полученных знаний. Современных детей трудно увлечь изучением ПДД, применением их на практике, это комплексная работа не только с детьми, но и с их родителями. Формируя установку у участников дорожного движения на безопасное поведение необходимо помнить , только совместные усилия педагогов, родителей и самих детей позволит сформировать навыки безопасного поведения. С этой целью применяю в своей работе современные педагогические технологии и методы: личностно-ориентированные: использование данной технологии в повышении квалификации педагогов, создание заинтересованности в использовании эффективных методов, технологий в повседневной работе. коллективной творческой деятельности: коллективное планирование, коллективная подготовка и выполнение задуманного проекта, коллективное подведение итогов; информационно-коммуникационные: методическая поддержка по вопросам применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. (создание презентации, учебных фильмов, мотивирующих роликов, создание видеофильмов в программе MovieMaker,оформление буклетов, средств MicrosoftOffice и т.д.) проектного обучения: применение метода творческого проектирования — выполнение творческих заданий и исследовательских работ; технология проблемного обучения: предполагает создание методистом проблемных ситуаций в виде проблемного изложения материала, постановки проблемных заданий, для активизации самостоятельной поисковой деятельность педагогов, детей и родителей. дистанционные технологии: подготовка и внедрение в образовательный процесс для самостоятельного изучения педагогами мультимедийных и печатных учебно-методических материалов, представленных в форме кейса и включающих в себя лекции, семинары, тренинги, мотивирующие ролики, видеофильмы, электронные учебники, электронную методическую литературу, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, на странице групп: ВКонтакте ЦТТ Брянской области и Лаборатории безопасности. здоровьесберегающие технологии: создание максимально возможных условий для сохранения и укрепления здоровья и на развитие осознанного отношения к здоровью и жизни человека, на развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, на формирование валеологической компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Ежегодно в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма проект «Лаборатория безопасности» выезжает в детские оздоровительные лагеря для проведения массовых мероприятия. технология самообразования педагога: успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи методиста. Оказывая методическую помощь педагогам: — анализирую и применяю инновационные подходы в построении дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения); — оказываю профессиональную поддержку оформления и презентации педагогами своего опыта; — провожу групповые и индивидуальные консультации для педагогов дополнительного образования и родителей; Дополнительное образование дает безграничные возможности для самореализации. Один педагог может работать по различным программам. В процессе работы стараюсь максимально осветить тематику БДД не только работая с детьми в своем творческом объединении, но и проводя различные мероприятия с педагогами образовательных учреждений. учреждений дополнительного образования, родителями, педагогами работающими с отрядами ЮИД. Задачи, которые я перед собой ставлю: — повысить уровень знаний педагогических работников, родителей и обучающихся в области БДД и формированию навыков безопасного поведения в дорожной среде – сформировать умение применять ПДД в реальных ситуациях, распознавать и проанализировать риски и осуществить правильные действия для предотвращения угрозы жизни и здоровью; – обучить поведению в случае ДТП и необходимым действиям; Особую радость и гордость вызывает практическое применение ПДД воспитанниками, когда они возвращаются домой после занятий, играют во дворе , переходят улицу…. Главное, что они применяют полученные знания и умения на практике и вовлекают в этот процесс своих сверстников. А значит поставленные цель и задачи выполнены!